Бытует мнение, что лучшие путешествия – спонтанные. И после этой поездки я могу уверенно согласиться с ним. Мог ли я подумать, просто сидя за компьютером и просматривая очередную ленту новостей в социальных сетях, что совсем скоро меня ждет одна из самых увлекательных поездок в моей жизни. Но тем не менее, так и вышло! Среди новых фотографий друзей, статусов и прочего я увидел объявление о наборе команды фотографов для фотоэкспедиции в Гималаи. И что-то внутри меня екнуло. Я понял, что должен быть в числе счастливчиков, которые отправятся туда. Ведь поездка планировалась не куда-нибудь, а в самое сердце этих великих гор – Непал, к подножию горы Эверест. С этого чувства и началось одно из самых красочных и запоминающихся путешествий в моей жизни…

Организационные вопросы были решены быстро, посредством интернета и мобильной связи. Юрий Шевченко и Арсений Герасименко (организаторы фотоэкспедиции), оказались отзывчивыми и понимающими ребятами, которые помогли прояснить все вопросы, связанные с поездкой. Они посвятили меня во все детали проекта, дав мне всю полезную информацию – от номера рейса, которым мы летели, до координат других россиян, для того чтобы я мог встретиться с ними в Москве для совместного перелета в Шарджу. Совсем скоро я стал обладателем билетов в Катманду, столицу Непала, необходимого снаряжения для высокогорного трэка к Эвересту и списка мелочей, необходимых в пути. Все было готово, чтобы отправится навстречу приключениям!

Аэропорт в Шардже. Место, где состоялось долгожданное знакомство уже со всеми участниками экспедиции. Оно происходило в одном из кафе транзитной зоны. Немного уставшие, но в отличном настроении и полные энтузиазма, мы сразу же нашли общие темы для разговора, ведь фотография была одним из главных увлечений в жизни для каждого. После нескольких минут общения возникло то чудесное ощущение, которое возникает, когда встречаешь единомышленников, а именно – что я знаю ребят много лет. За разговорами как-то совсем незаметно пролетели несколько часов ожидания рейса на Катманду. И после улаживания некоторых необходимых формальностей мы сели на самолет и отправились к главной цели нашего путешествия.

На выходе из аэропорта Катманду, нас уже встречал горный гид  Пуринжи Шерпа. Он был очень приветлив. Несмотря на разницу языков и культур, мы как-то быстно нашли общий язык, поприветствовали друг друга, и всей нашей шумной группой разместились в машинах, которые должны были доставить нас в гостиницу, находящуюся в центре Катманду, туристическом квартале Тамель. Через час после заселения, встретившись в холле, мы вышли на ознакомительную прогулку. Тамель радушно встретил нас своим восточным колоритом – морем запахов, множеством маленьких лавок, зазывным криком торговцев и обилием иностранных туристов на этом фоне.

Большое количество магазинчиков, предоставило нам отличную возможность, докупить недостающее снаряжение по вполне демократическим ценам, а также мы просто не могли отказать себе в удовольствии немного подурачится и попримерять одежду, головные уборы и украшения, выполненные в национальном непальском стиле, еще и активно фотографируясь в них. К слову, многие торговцы с удовольствием соглашались позировать вместе с нами. Время снова пролетело незаметно и, вдоволь нагулявшись уже по  вечерним улочкам Тамеля, мы вкусно поужинали в одном из многочисленных кафе, а после – довольные и уставшие, отправились в номера гостиницы, чтобы как следует выспаться, ведь на следующий день нас ждал ранний подъём, посещение храмового комплекса Сваямбунатх, съёмка внутри него и ознакомительная экскурсия по историческому центру Катманду и площади голубей – Дурбар сквер.

Подъем был назначен ещё до восхода солнца и, наскоро умывшись, мы сели миниатюрный микроавтобус какой-то чудной, неизвестной нам марки, на котором мы и отправились в путь. Не стоит и описывать ту красоту, которая открылась нам, когда по дороге мы наблюдали восход солнца над Долиной Катманду. Это можно только увидеть, чтобы ощутить всю ту игру света и красок. Мы фотографировали узенькие улочки старого Катманду в рассветных лучах с обзорной площадки храма обезьян Сваямбунатх. И сколько же колорита, сколько же самобытности было в них! И насколько же не привычно и приятно было нам, людям запада, наслаждаться и иметь возможность запечатлеть на фотоснимках ту удивительную культуру, необычную архитектуру и экстравагантный вид местных жителей. По Катманду мы гуляли до позднего вечера, и затворы наших камер не уставали поминутно щелкать. Ведь то и дело по пути попадался тот или иной очередной колоритный персонаж, интересный дворик или занятный вид. В тот вечер я узнал, где находиться рай для фотографа. С уверенностью могу сказать – он в Катманду!

На следующее утро нас уже ждали наши старые знакомые – чудной микроавтобус и Пуринжи. На этот раз мы выезжали в аэропорт, откуда должны были вылететь в отдалённую горную деревню Лукла, из которой и начался наш трэк до лагеря возле Эвереста.

Аэропорт местных авиалиний встретил нас большим количеством людей. Коренные непальцы,  вперемешку с туристами со всего мира, не переставая галдеть и толкаться, шумно, словно поток горной реки, беспрерывно текли от входа к стойкам регистрации, которые больше походили на прилавки на овощном рынке. От них потоки людей редели, оседая кто на полу, кто на скамейках, в ожидании своего рейса. Но тем не менее, гомон и гул не мешал нам не только общаться и но и продолжать фотографировать, ведь тут действительно было на что посмотреть. Чинные непальцы восседали на лавочках со своими семьями, женщины в сари устало поглядывали по сторонам, иностранные туристы сидели или лежали кто где, иногда – прямо на полу или на своих рюкзаках.

Всё вокруг было интересно и непривычно. Так протекли несколько часов ожидания рейса. Дождавшись его, мы проследовали на взлётное поле, где  нас ждал маленький самолет с милой и очень симпатичной стюардессой на борту. В салоне мы разместились очень быстро и так же быстро пошли на взлет, ведь нам стоило торопиться, потому как погода в горах очень капризна и «коридор» по которому летел наш самолёт в любой момент могло затянуть тучами. Сорокаминутный перелёт наградил нас массой ощущений, которые можно получить только сидя в маленьком самолёте, бесстрашно петляющем среди гор и огромных облаков. В иллюминаторах мы могли наблюдать бескрайние горы и древние ледники на них, водопады, обрушивающиеся со склонов, и глубокие ущелья.

Полет настолько захватил нас, что прошел словно миг. И не успели мы опомниться, как уже заходили на посадку. После того, как самолет сел, мы так же быстро, как и вылетали, выгрузились, дабы не задерживать рейс. На входе в аэропорт нас уже ждали ребята-носильщики  народности шерпа. Наскоро познакомившись с нами, они с легкостью подхватили наши рюкзаки и последовали в деревню. Там, в небольшом кафе, мы должны были перекусить, а затем отправиться в путь к первому нашему ночлегу в лодже (туристическом приюте). В этот же день нас ожидал еще и шестичасовой переход.

За несколько дней мы смогли преодолеть довольно значительный переход до первой акклиматизационной стоянки в селении Namche Bazar на высоте 3443 м. Здесь мы провели два дня, чтобы привыкнуть к климату и высокогорью. В течение этих дней мы осуществляли прогулки по окрестностям, посетили довольно крупную деревню Khumjung, побывали в буддийском монастыре и вдоволь поснимали жар, а также выходили на ночную съемку. Природа окрестностей Namche дарила нам великолепные пейзажи и грандиозные виды знаменитой горы Ama Dablam. Отличные воспоминания оставила нам знаменитая смотровая площадка у самого высокогорного отеля в мире Everest View, о котором упоминал в своей книге «Хрустальный горизонт» Рейнхольд Меснер.  Тут нам удалось провести несколько незабываемых утренних часов, наслаждаясь нежными красками восхода и открывшимся нашему взору и фотокамерам Эверестом. Не покривив душой, скажу, что хотя бы только ради этого вида стоит отправиться в Непал, к базовому лагерю Эвереста.

Акклиматизация скоро успешно окончилась, и мы двинулись дальше. Нашими спутниками стали постоянно сверкающие ледниками горные пики, чистейшие реки, шумевшие в долинах и в расщелинах скал, и девственные леса. Стоит ли и уточнять, что фотокамеры наши всегда были наготове. Тропа, по которой мы совершали восхождение, была полна караванами яков, которые несли тяжёлые грузы в отдалённые горные деревеньки, и, снующими с неимоверной быстротой, носильщиками шерпами, забавлявшими нас своим озабоченным видом и наспинными корзинами, плетёнными в традиционном непальском стиле. Всё это развлекало нас в пути и радовало глаз.

День ото дня мы забирались всё выше и выше. И вот, уже исчезли леса и появились низкорослые кустарники, отмечая новую высоту. Стал появляться снег, а ледники засверкали своей белизной совсем близко. Было удивительно интересно наблюдать за этими переменами. Мы постоянно фотографировали, боясь упустить даже самые незначительные перемены или детали окружавшего нас пейзажа. Для ночёвок мы останавливались в высокогорных деревеньках, в неизменных лоджах.

Но через какое-то время исчезли и кустарники, как и вообще какая-либо растительность. Им на смену пришел лёд, снег и голые камни. Всё говорило о том, что мы пересекли высоту в 5000 м, где нас ждала высокогорная деревня  Gorak Shep, откуда пролегал маршрут вдоль ледника Кхумбу в самое сердце Гималаев и к нашей цели – базовому лагерю Эвереста.

Благополучно добравшись до деревни Gorak Shep, мы разместились в лоджи.  На следующий день нас ждало восхождение на пик Kala Patthar (5545 м). Встали мы рано утром, не спеша позавтракали и отправились в путь. Восхождение должно было быть достаточно долгим и изнурительным, но тем не мене все было готово к нему. С высоты Kala Patthar открывался великолепный вид на Эверест. Успешно забравшись на вершину, мы тут же принялись за съемку. Рядом возвышалась пирамида Эвереста, а ледник Кхумбу был как на ладони. От этого вида перехватывало дыхание и хотелось фотографировать его бесконечно, чтобы суметь раскрыть всю его красоту. Спускались мы уже на закате, и внезапно, напоследок, Эверест преподнёс нам замечательный подарок, окрасив свою вершинную пирамиду в алые цвета заходящего солнца. Это было настолько потрясающе,  что безо всяких сомнений, быстро бросив рюкзаки в пыль, мы снова принялись фотографировать, ведь такое грандиозное зрелище было невозможно оставить без внимания. Мы снимали до тех пор, пока солнце полностью не скрылось за пиками гор и в деревню возвращались уже при свете налобных фонариков, полные непередаваемых, позитивных эмоций, и предвкушая завтрашний переход к конечной точке нашего путешествия – базовому лагерю Эвереста (Everest base camp).

Путь пролегал вдоль самого ледника Кхумбу, исток которого начинался в котловине, между вершинами Эверста, Лхотсе и Нупцзе. Ледник этот был поистине грандиозен по своим размерам. Огромные валуны были разбросаны и вморожены в вечный лёд тут с такой небрежностью, как будто сами титаны тут воплотили идею первозданного хаоса. Именно тут у меня возникло стойкое чувство, что я ощутил в полной мере всю безмерную силу, многообразие и величие дикой природы.

Маршрут вдоль ледника длился около 5-ти часов. Мы шли и не уставали снимать на протяжении всего этого времени, предвкушая встречу с легендарным местом, мечтой любого альпиниста.

И вот он перед нами, всемирно известный базовый лагерь Everest base camp (5645 м). И несмотря на то что эмоции и радость от достижения цели переполняла нас, мы принялись за съемку. Великолепные пейзажи ледника, возвышающиеся рядом пики гор, неизменные носильщики, мохнатые яки, базовый лагерь, состоящий из палаток – всё было нам интересно, все непременно хотелось запечатлеть. Ледопад, через который начинают свой путь альпинисты стремящиеся покорить Эверест по классическому маршруту через Южное седло, поражал нас более всего.

В лагере мы провели около двух часов. Закончив съёмку, мы не могли отказать себе в удовольствии еще просто немного понаслаждаться видами и немного отдохнуть. И именно в этот момент ребята украинцы из нашей команды – Юра Шевченко и Рома Стативка уличили момент, достали кусок сала и, чинно расположившись на одном из плоских валунов, принялись за трапезу. Однако, несмотря на взрыв смеха, никто из команды не был удивлен. Ведь украинцы не были бы украинцами, если бы не принесли сало даже сюда, на «крышу мира», один из самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты. Высокогорный натюрморт, нарезанное сало на чистой скатёрке, луковица, хлебные крекеры… Признаюсь, даже у меня, у вегетарианца с многолетнем стажем, невольно потекли слюнки. Ребята угощали всех, кто пожелал. И стоит заметить, что даже наши друзья носильщики и гид не отказывались от этого угощения. Но как ни жаль было это осознавать – наш поход неумолимо подходил к завершению и нам пора было возвращаться в деревню. Вернулись мы, когда уже вечерело, сытно поужинали и отправились в свои комнаты, полные мыслей и впечатлений. На следующий день нам предстоял обратный, долгий путь Луклу и дальше в Катманду, где нас ждало ещё немало открытий, интересной жанровой и пейзажной сьёмки.