С художественными фотографиями фототура вы можете ознакомится в галере нашего проекта:

Фототур “Легенды зимнего Кавказа” (Россия, январь, 2015)

Кавказ… Первая ассоциация – Эльбрус! Потом горы, много гор - высоких, с заснеженными вершинами и извилистые дороги по скалистым ущельям, и где-то обязательно можно встретить барашков. Ну и, конечно же, минеральные воды. Вот и все что, я знала про пейзажи Кавказа перед поездкой.

Путешествие началось очень душевно с поездки на поезде Москва-Кисловодск. Все-таки было 4 января, все ехали на отдых с большой любовью к Кавказу. И эта атмосфера душевного праздника сопровождала нас всю дорогу. Подкреплена она была комфортом поезда «Кавказ» и приятным общением с соседями. Проснувшись утром перед приездом от яркого солнца, ты убеждаешься в истине: «Солнце светит в правый глаз – значит, едем на Кавказ!» За окном уже начинали виднеться сопки и горы, поезд петлял между ними, можно было в окошко видеть начало и конец поезда. Последние станции такие маленькие, но с такими громкими названиями – Минеральные воды, Пятигорск, Ессентуки…

День 1

По приезду в Кисловодск, Дима и Юра нас встретили и обеспечили трансфер в отель с многообещающим названием «Благодать». Дорога в Кисловодск напомнила мне дорогу в Ялту - узкая, извилистая, то спуск, то подъем и везде санатории, жаль только море за горизонтом не появилось, зато из окна отеля было видно, что город окружен горами, которые и создают уникальный микроклимат и делают Кисловодск одним из самых солнечных городов.

Приехали, разместились, познакомились и жаждем обещанных видов, путешествий, развлечений, короче говоря всего и сразу - «синдром первого дня» долгожданного отдыха. По плану у нас была прогулка в городской парк города Кисловодск с посещением Нарзанной галереи. Приехали мы на так называемую Колоннаду, с которой и начали знакомство с городским парком. В самую первую очередь «заинстаграмились» и направились в Нарзанную галерею под  пристальным вниманием курортных фотографов, активно предлагающих фото с обезьянкой, и провожающих подозрительным взглядом наши увесистые камеры. Из первых наблюдений – где зима? Земля была припорошена легким снежком, на улице был небольшой минус, но ощущения зимы не было… Во-вторых – откуда столько людей? Парк был наполнен прогуливающимися отдыхающими как в разгар сезона. Видимо, продолжительные выходные, и курс валют давали о себе знать. По слухам, в городе свободных мест в гостиницах было не найти, а завсегдатаи из отдыхающих давно такого наплыва людей не видели.

В Нарзанной галерее можно пить воду только из стаканчиков. Там вам предложат нарзан сульфатный и доломитный, и тот, и тот теплый и холодный. Так как мы были дикари среди толп санаторных отдыхающих с предписанным руководством: что, когда и сколько пить, мы попробовали все с осторожностью, помнили предостережение о мочегонном эффекте лечебных вод. Кисловодский нарзан заметно отличается от привычного заводского из бутылок. Он такой живой, с мелкими газиками и каким-то солоноватым привкусом. Субъективно доломитный понравился больше. Испив из целебного источника, мы отправились дальше в парк. Жажда фотографировать заставляла впиваться взглядом в окружающую действительность и разочарованно видеть только то речку не особо живописную, то мостик неприглядный, то рекламу несуразную, мне это навевало флёр прошловекового санаторного отдыха… А мы шли дальше и все время вверх.

Длинные размеренные плавные пешие тропинки чередовались с протоптанными извилистыми тропками, проложенные такими же нетерпеливыми отдыхающими, как и мы. И вот, сквозь тернии стали видны звёзды! Нашему взору предстал живописный вид на окрестности Кисловодска, с открывающейся панорамой Кавказских гор. Когда мы подошли к канатной дороге для подъема на Малое седло, мы увидели тьму народу. Очередь на «канатку» обещала быть долгой, а наша жажда попасть наверх была нетерпимой, поэтому испив теплого душистого сладкого чаю, закусив сытнейшим бутербродиком с сальцом – двинулись преодолевать путь наверх самостоятельно пешком. Наверху мы встретили людей, которые стояли перед нами на «канатку» и только приехали. Поэтому мы не сколько не пожалели, а впечатления от увиденного по дороге были волшебны и, наконец-то, были востребованы наши штативы, теплая одежда, а кто был особо прыток, успел поймать максимум, пока мы все не превратились в ёжиков в тумане под облаками. Кто поймал панорамку, кто - горного кота, кто - деревья в тумане, кто - ценные указания от фотогидов… Вечерело… Холодело… Свет ушёл… По коням! И отправились в отель, где нас ждал сытный ужин!

Поужинали, собрались на вечер знакомств, обсудили день и планы на завтра, послушали фотогидов и их наставления. Синдром «первого дня» долгожданного отдыха еще не прошел… Кому-то было мало увиденного, кому-то - мало зимы, кому-то - еды… Эх! Люди, знали бы вы наперед, что будет с нами к последнему дню?! Но это всё будет!

День 2

День второй начался рано! В 6 утра уже выезжали на рассвет! Утренний кофе, приготовление чая в термос, полная экипировка фото и одежды, погрузка в УАЗик, команда фотоохотников на старте. По ночной дороге в горы, конечная цель - окрестности обсерватории. Ночью на дороге в горах спокойнее, не видно, что вокруг дороги, хотя мне казалось ночью, что пропасть вокруг. Прибыли в пункт назначения, рассвет занимался в назначенный час, а вот свет в назначенное время не пошел…. Когда в первый раз оказываешься в новом месте, в которое тебя специально привезли - очень необычное состояние. Ты чего-то ждешь, чего сам еще не знаешь. Нас высадили на краю земли… Дорога закончилась, земля тоже, а что было впереди - неизвестно, так как было темно и туманно. Под ногами все покрыто снежно-ледяной коркой, каждая травинка согнулась под зимним убранством и тихонько поблескивает предрассветной синевой. Выражаясь литературно «не видно ни зги…», хотя нет, видно непонятную высокую полуразрушенную постройку и Юру с фонариком – символизирующего светлый путь… Вскоре начинается волшебство просветления. Потихоньку начинают проглядываться то горный хребет из облака, то склон, то обсерватория… Манят, как заблудившегося путника в пустыне миражи… Ну, а те, кто там уже бывал, этого волшебства первой встречи с новым местом уже не видят. Они ходят-бродят вокруг штатива и приговаривают: «Всё ф…я, света нет!» Но место действительно оказалось шикарным. Еще не раз туда вернёмся, и каждый раз увидим новые незабываемые пейзажи. Там же виден сам Эльбрус, во всей красе!

Пора завтракать, и мы отправляемся в долину нарзанов. Еда на свежем морозном воздухе: что может быть вкуснее замерзшего бутерброда и горячего сладкого чая? По последнему слову походных приспособлений, вооружившись горелками, чай был всегда горячим, а вот зеленушка к бутербродикам похрустывала на зубах изморозью. На Кавказе никто не оставит тебя кушать в одиночестве, везде появится компания, при чем очень воспитанная. Так нам составляли компанию кавказские овчарки, охотничьи собаки и горные коты, при этом все живут между собой очень дружно и отличаются гостеприимством. Дадут себя погладить и будут смиренно ждать, чем с ними поделятся. Насытившись, мы отправились на прогулку в долину нарзанов.

Долина нарзанов- живописнейшее место, где среди скал течет речушка, а по берегам бьют нарзанные источники. И вот же чудо – нарзан теплый, булькает и окрашивает все вокруг в ярко оранжевый цвет, а нарзанная ванна - изумрудно зеленая. На вкус он приятный и с каждым днем казался нам все вкуснее и целебнее. А вокруг в долине на склонах, еще не покрытых снегом, где скалы показывают всю палитру коричневых оттенков, погода начинала рисовать свои волшебные картинки, покрывая деревья на склонах белым инеем. Казалось, что склоны украшены серебристыми гирляндами. Жаль, что небо не хотело дополнить картинку, а гнало серые низкие облака, которые цеплялись за окружающие склоны и еще больше серебрили деревья. Мы продолжили путь дальше и в тумане встретили пасущихся лошадей. Все фотоохотники бросились во всезумирование с телевиками. Хотя все равно, каждый норовил подойти как можно ближе, а лошади смотрели своими умными глазами, махали шикарными хвостами, стряхивали падающий снежок с грив и пожевывали травку. Но так и не дали нам приблизиться близко, они же гордые и свободолюбивые горцы!

Время шло к обеду.  Мы куда-то отправились, долго поднимались вверх по скалам, мне как новичку в новом месте было невдомек, куда это мы забираемся, ведь повсюду уже и так красиво! И добравшись до нужного места - ах! Самый шикарный вид! В самом центре, на самой вершине, а вокруг горы, скалы, ущелья... Дух захватывало! Дима с Аней подобрали нам такие шикарные места, что не описать словами. Горячий чай, бутербродики, всякие закуски - это был шикарный обед, хотелось сесть на краюшке и запомнить все-все, чтобы мысленно можно было туда еще не раз вернуться…

День 3

Отоспавшись, позавтракав и вдоволь навалявшись в 11 утра мы выехали на охоту за новыми шедеврами. Сегодня путь пролегал на перевал Гумбаши. Мы попали в снегопад. Все вокруг преобразилось и превратилось в зиму-зимнюю! Снега было много, он был везде! Картинка окрестностей поменялась, и мы получали черно-белые картинки. Как бы не были привлекательны изгибы веточек, одевшиеся все в снежные одёжки, отсутствие неба, света, свето-тени и сплошной монохром на долго не привлекали пытливый взгляд фотохудожника. Снег был повсюду и продолжал идти. Когда мы доезжали до Гумбаши, начали подбираться сомнения - а привезли ли нас на место красивой панорамы на Эльбрус? Не было видно ничегошеньки, кроме кафе, куда мы и направились отведать местные хачаны. На вид и вкус – это обычные чебуреки с сыром и мясом. От жадности каждый взял по 2 штуки, заказали большой чайник чая из местных трав и конечно же, айран! Внутри было просторно, тепло и взгляд притягивал живописный камин. А еще рядом оказалась компания настоящих горцев! Они были как из самых ярких рассказов о кавказцах – одни мужчины, ели шашлык, говорили мудрые восточные тосты, а когда запели… Разочарованные картинкой снаружи, мы насладились атмосферой внутри кафе. Юру отправили делегатом в компанию горцев, как самого старшего, а Таню отправили за добычей… На самом деле, Таня совершенно непреднамеренно оказалась среди компании горцев. Ей были оказаны всяческие почести и внимание, посвящена песня, а нам достался халявный вкуснейший шашлык. Все это нас сплотило в одном групповом фото.

В программе тура неотъемлемой частью является обучение. Всегда есть особенности, у всех разный уровень подготовки и предпочтения по обработке. Зато в такого рода фототурах есть возможность узнать для себя что-то новое, что-то интересное и полезное. Всегда, это живая беседа и есть возможность задать давно интересующий тебя вопрос. Лично для меня – это самое результативное живое общение. Можно что-то обсудить, либо рассказать, или даже поспать, после активного фотодня (так чудесно подремать под чей-то рассказ). А иногда тебе может казаться, что ты и так все знаешь или тебе это не нужно. Тогда фотогид словит твой отсутствующий взгляд, что-то спросит и даст тебе понять, что ты заблуждаешься. И не из вредности, а тебе на благо.

День подошел к концу, а столбик термометра неумолимо полз вниз. Нас ждала морозная и ясная погода, так что скорее спать и встречать новый день!

И тут чудеса продолжаются! Появились проблески голубого неба! Помните – коричневые склоны, деревья в инеи и шикарные голубые просветы в небе, сквозь разорванные в клочья облака…

Пора на закат! Нас везут в место, где можно остановиться у 2-х беседок, встретить дружелюбных обитателей – кавказца и его верного кота. А потом бродить вокруг и ловить шикарнейшие виды Кавказских гор до самого горизонта. Где-то летают облака, хозяйка-зима небрежно разбрасывает свои белые одежки повсюду, а склоны окрашиваются в самые разные цвета и оттенки. Словами не описать, это нужно видеть и попытаться сфотографировать. Как все мы и делали, разбегаясь в разные стороны. Но… закатного света не было.

Ребята, еще ужин! А потом занятия по панорамной съемке! День удался, силы на исходе, погода меняется и сулит пока только снегопад… Поэтому завтра отсыпаемся!

А снаружи гуляла метель и была нулевая видимость. Попытав удачи, мы отправились на Бермамыт. Хоть у нас и был супер УАЗик и супер-водитель Сергей, но дорога оказалась очень сложной. Заметало на глазах, потом дорога и вовсе исчезла, потому мы приняли взвешенное решение - возвращаться, иначе можно застрять на несколько дней. Мы вернулись в гостиницу. На следующий день мы узнали, что на Домбае намело под 3 метра снега. Отметили для себя, что мы – молодцы, что вчера вовремя вернулись в гостиницу! День был не фотопродуктивным, поэтому наверстывали мастерство на вечерней лекции от фотогидов про постобработку.

День 4

А снег идет, а снег идет… и нам «фоткать» не даёт. Но мы не идем на поводу капризов природы и отправляемся в путь! По дороге заехали в долину нарзанов, пополнили запасы живительного нарзана и в горах застаём совсем другую – зимнюю сказку! Все покрыто мягким пушистым свежим снегом!

Мы едем дальше и добираемся до самого синего неба, под которым мирно пасутся овечки и бараны! Наконец-то, настоящие кавказские барашки, целое стадо. Самыми ожидаемыми кавказскими обитателями были овцы! В этот раз нам представилась шикарная возможность за ними понаблюдать, при этом используя по максимуму наши «телевики». Бараны они и есть бараны… Завидев толпу фотоохотников, они сбились в плотную кучу, и желая скрыться, почему-то начали круговое движение. Это не приносило успеха, они кружили вокруг большого камня по круг до тех пор, пока парочка самых умных не забрались на камень и поняла, что что-то не так… Так-как фотоохотники наступали, пытаясь выхватить кадр с самыми симпатичных барашками, стадо сменило тактику и двинулось от нас в противоположную сторону. Все же не зря их зовут баранами, хотя они и очень милые животные!

Мороз и солнце – день чудесный! Среди гор, наблюдая за сказочной панорамой серебристых деревьев в инеи, хотелось останавливаться постоянно и запечатлеть каждое деревце! Поднимаешь голову и видишь радугу, потом еще одну, потом еще. Они все пересекаются и образуют какие-то волшебные, лично мне непонятные оптические эффекты. Знатоки говорят о эффекте гало, читала видела, но такого нет! Мы стали свидетелями чего-то очень необычного и сразу почувствовали себя героями! Все взялись запечатлеть это явление, но по понятным причинам, это сложно для фотокамеры. Место было расположено недалеко от дачи Косыгина, где по слухам, самый вкусный нарзан. Нарзан, действительно, оказался супер!

На закат мы поехали в уже известное место - к беседкам. Увидели мы уже совсем другую картинку – всё было укатано белым снегом. Расположились и перекусили, пообщавшись с местными обитателями, облака заволокли все вокруг и убили надежду на закат. Мороз усиливался. Эх… Хороший был день, но без заката. Мы отправились в отель отогреваться, ужинать и … лекция, чтобы не расслаблялись, а учились творить шедевры! И, кстати, Эльбрус нам так и не показался)))

День 5

Просыпаемся! – 20 по Цельсию и хорошая видимость! Небо голубое! Мы дождались!

Приехали мы, как нам казалось, на знакомый Гумбаши… Увидели то, что никто не ожидал - панорама открывалась сказочная! Эльбрус было шикарно видно! Светило ослепляющее солнце и грело! Кто был без очков, сразу пожалел… Вид из кафе потрясающий! Все кинулись фотографировать, яркое синее небо давало возможность фотографировать с рук. В любую сторону на все 360 градусов был потрясающий вид. Хребты горных вершин уходили за горизонт, за спиной нависала живописнейшая скала, с другой стороны - плато, за которое зацепилось шикарное перьевое облако и все это венчал красавец Эльбрус! В кафе был традиционный айран, хачаны и травяной чай. Оживляли обстановку многочисленные коты у шашлычной, которые окружали вновьприезжего и разводили его на вкусняшки. Насмотрелись, нафотографировались, потом отогрелись и наелись, продолжили путь дальше. Поехали, как мне показалось, поближе к Эльбрусу, чтобы найти самое лучшее место для заката. Так как мы уже были выдержаны 4-х дневным ожиданием увидеть этого красавца со своенравным характером, который очень капризен и мало кому показывается в полной красе, каждый сосредоточено подыскивал то самое место для того самого единственного кадра. Все разбрелись и, вооружившись полученными знаниями, ловили заветные кадры Эльбруса в закатных лучах. Было небо! Был Свет! Был «телевик» на 800 мм!  Феерии в закатных красных красках только не хватало… Ребята, это было круто! Особенно – 20, ветерок и хруст снега или отмерзших пальцев)

Последний день, завтра уже разъезжаемся… Поэтому безоговорочно было решено ехать на следующий день на рассвет. После такого-то заката… Тем более, что погода оставалась такой же морозной, а значит ясной!

И, конечно же, прощальный ужин, обсуждение увиденного, отснятого. Теперь уже никто не думает, что что-то не успел, что-то бы еще… Дни были активны и насыщенны, хотя мы и не попали в пару мест из-за погодных условий.

День 6

В последний день, у кого остаются силы, хотят успеть все, что возможно. Обратно предстоял путь в 1,5 суток на поезде, когда можно вдоволь отоспаться, не вопрос было встать на очередной рассвет. Отправились мы на уже знакомое место с видом на обсерваторию. Фотобоги сжалились и подарили нам свет и перспективу на Эльбрус. Небо не жалело на краски сил, особенно над обсерваторией. Облака вырисовывали картинку, которая привлекала взгляд в самый центр на Эльбрус. Ясная перспектива открывала интересный вид на горы Пятигорска. И УРА! Начало появляться солнце и становилось теплее!

Утолив голод по шедеврам, мы отправились на завтрак, который был, как обычно, сытнейшим, и перед долгой дорогой, съеден всеми. Основная программа подошла к концу, и народ начинал разъезжаться, как бы кому этого не хотелось… Время идет и фотосайты уже ждут шедевры от путешественников с Кавказа. Продолжительные выходные заканчиваются, а друзья ждут подробностей поездки. Провели все традиционные мероприятия при расставании – крепкие объятия с пожеланием мира и добра… Те, кто уезжал поздно вечером, не упустили возможность отправиться на закат. Напоследок погода держалась чудесная, видимость с шикарной перспективой, свето-теневой рисунок для контраста и объема, и конечно же, облака…

Хотелось всю эту бескрайнюю красоту запомнить, прочувствовать и сохранить это состояние в памяти как можно дольше…

Спасибо организаторам за подбор и организацию программы! Спасибо ребятам за дружную компанию и совместный творческий отдых! Спасибо Кавказ за эти чудесные дни!